золочение, Рисунок и живопись
Нанесения рисунка
Для создания рисунка можно использовать ксерокопии репродукций, кальку, рисовать в меньшем масштабе, увеличивая на ксероксе, удобно передавливать на грунт, рисунок, сделанный на тонкой бумаге. Большие мастера рисуют сразу на досках. Удобно переносить на грунт рисунок, сделанный на тонкой бумаге, задняя сторона натирается тёмным пигментом, накладывается на отшкуренный грунт, закрепляя бумажным скотчем и передавливается твёрдым карандашом. Затем рисунок уточняется карандашом, можно стирать по грунту мягой резинкой, или шкуркой. Иконы большого размера прорисовываются кистью тёмной краской (яичной темперой) см. далее, поскольку большие иконы пишутся более плотными слоями краски, а рисунок должен просвечивать.
Золочение икон
Обращение с золотом требует большой осторожности. Золото бывает трансферное, на листочках папиросной бумаги, его удобно резать ножницами и брать руками. Обычное, не рансферное золото, берётся специальной "лапкой", лампензель - распушенная беличья кисть, атрибуты для золочения: подушка, лапка или лампензель, ножи, зубки, можно приобрести в худ. магазинах. Использую золото на 60 листов, вес 1.2 гр. или 1.4 гр. Можно обходиться без подушки, разрезая золото на стопке газет бритвенным лезвием, обезжирев его спиртом и мелом или ножом. Кусочки перекладываются ножом с закруглённым концом, он должен быть отполирован, но можно обойтись и без ножа, беря золото сразу лапкой. Лапка делается из кисточки белка №10, разбирается на волоски, наклейвается на скотч длинной 9-10 см., сверху накладывается другой скотч, обклейвается картоном, приклейвается ручка. На руку наносится вазелин, лапка замасливается и золото легко к ней прилипает и переносится в нужное место.
Самое лёгкое золочение на винилик или голдсайз-водяной, белый лак. Он создаёт невысыхающую липкую поверхность, можно разводить водой, наносить быстро, не возя по одному месту. Обычно наносится 2 раза с просушкой 20 минут, и можно накладывать золото, тихонько разглаживая беличьей кисточкой или медицинской ватой. Золочение на масляный лак более трудоёмко, но можно добиться сильного блеска золота. Требуется тщательная подготовка поверхности. Покрываю грунт шеллаком (лак на спирте) затем 2-3 слоя глянцевого лака типа "миранол" или "силкатера" с длительной просушкой, поверхность получается как стекло. Полиривать можно 2000 шкуркой или полировочной пастой с образивом для автомобиля. Затем наносится маслянный лак для золочения: мардан, мекстион, он может быть 3-х часовым или 12-часовым
На гладкую высушанную пверхность наносится тонким слоем лак, разведённый уайт-спиритом, подсушивается минут 20-30, тщательно стирается тряпкой (ватой не надо, она оставит волоски) и сушится, пока будет можно наносить золото. Готовность проверяется чисто опытным путём, может пройти и 1 час и 2 часа. Трёх-часовой лак сохнет быстрее, но удобнее этот способ проходит с 12-часовым лаком. Влажность поверхности можно проверить ваткой, она должна спокойно отлипать или пальцем. Поскольку золото очень тонкое недосушенный лак может просочиться сквозь него, оставляя пятна - "золото утонуло", на пересохший лак золото ляжет плохо, с дырками. Во всех случаях лучьше делать проверку, накладывая небольшой кусок золота, притираем мягкой кисточкой или ваткой, сильно не нажимая. Поверхность получается блестящей. При золочении на лак удобнее использовать трансферное золото.
Золочение на плимент
Это самое сложное золочение, необходим зубок- кусочек от полированного агата, вделанный в деревянную ручку. Довольно дорогой инструмент. Золото используется обычное, лучше 1.4, 1.5 гр. Грунт должен быть не очень твёрдым, в нём недолжно быть частиц песка, это очень важно, потому что песчинки при полировке будут оставлять царапины и портить зубок. Готовый полимент продаётся довольно большими объёмами, его можно приобрести на несколько человек, потому что расход мизерный. Обычно на плимент золотятся нимбы, сочетаясь с более матовым основным фоном, или небольшие иконы. Полимент разводится тухлым яичным белком с водой. Белок заранее подготавливается, разводится водой и томится месяц при комнатной температуре. Берется один белок на 100 гр. воды. Профессиональные позолотчики разводят 5 белков в бутылке из под шампанского.
Итак, разводим полимент с белком довольно жидко и наносим на грунт тонкими слоями, просушивая слои и полируя их тряпкой, если будут крошки можно полировать 2000-ой шкуркой. Может быть слоёв 5-6, плотная непрозрачная поверхность. Место куда кладём кусочек золота быстро намачивается водкой, кладётся золото, с лапки оно легко прилипнет к водке. Сушим минут 30-40. Затем полируется зубком до получения зеркальной золотой поверхности. Время сушки зависит от влажности помещения. Во всех случаях лучше пробовать полировать небольшой кусочек. Заехавшее за графью золото удаляется тонким скальпелем (скальпель важный инструмент в арсенале иконописца). На золото можно нанести чеканку. Узор на золото наносится с кальки, передавливая шариковой ручкой. Чеканы можно приобрести фирменные или использовать подручные средства- пустая шариковая ручка, заточенная спица, стеклянная лопаточка с круглой капелькой на конце - при ударе лёгким молоточком оставляет кпуглую впадину. (для нимба).
Работа яичной темперой
Техника яичной темперы достаточно сложна и желающим её серьёзно освоить лучше поступить в иконописную школу. Существует ряд упражнений - прориси по кальке тонкой кистью, закрашивание ряда квадратов охрой с постепенным утолщением слоя краски. Растяжки, приёмы построения объёмов и т.д.